На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наблюдение за детьми. Природа человека в поведении ребенка.

Наблюдая за детьми иногда поражаешься их активности, спонтанности. Куда это уходит потом? Как в процессе воспитания, сохранить то, что заложила в человека природа?

Наблюдал за своим сыном Сашей. Ему сейчас 6 месяцев. Заметил одну характерную особенность при обращении с игрушками. 
Он сидит у меня на коленях и тянется к игрушке, которая лежит рядом на диване.

Игрушка, большой тряпичный банан, с ножками и погремушками лежит достаточно далеко. Понимая, что сын не дотянется, я решаю, что ему стоит помочь. Беру банан и даю ему в руки. 
Саша первым делом тянет банан в рот, и практически тут же выбрасывает. После чего он начинает вертеться, вырываться из рук и прилагать все усилия, чтобы опять дотянуться и схватить банан, который он выкинул пять секунд назад.
Теперь я решаю не помогать Саше. Чтобы дотянуться до банана, ему приходится прилагать довольно серьезные усилия, которые в итоге, при моей не видимой для него помощи, увенчались для него успехом. Ура. Банан в его руках. Теперь можно насладиться его обслюнявливанием. Саша немедленно начинает облизывать банан.
Теперь он посвящает банану гораздо больше времени. Ведь он его не просто получил. Он его заработал. Он к нему шел, тянулся, преодолевал препятствия, и теперь он заслужил, заработал это общение с бананом.
Саша активно, даже с некоторым остервенением, принимается облизывать банан. Теперь он тратит на него гораздо больше времени. Но постепенно его энтузиазм утихает. Банан еще во рту, но мусолит он его довольно вяло. Можно сказать без энтузиазма. Банан еще во рту, но глаза уже вцепились в пластмассового паучка, который лежит неподалеку. Секундная борьба мотивов, и Саша отбрасывает банан и тянется к паучку.
В конце концов, он дотянулся до паучка, попробовал его на зуб (именно на зуб, т.к. он у нас один) и через какое-то время начал тянуться к желтой рыбке, лежащей на диване. А паучок нашел свое место рядом с бананом.
Вокруг много игрушек. Они цветные, яркие и приятные на вкус. Но Саша замечает пульт от телевизора. Игрушки перестают его интересовать. Хватит заниматься ерундой. Он уже готов к взрослой жизни. Его цель пульт, к которой он идет с утроенным энтузиазмом и усилием. Ура. Пульт наш.
Скорее в рот. Удивительно то, что общению с пультом он уделяет гораздо больше времени, чем общению с игрушками. 
Поведение Саши отражает природу человека. Потом, наблюдая за другими детьми, вспоминая поведение Дианы, старшей дочки, и наблюдая ту же картину, я пришел к выводу, что это и есть природа человека. Итак:
1. Ребенка все время что-то интересует. Он все время куда-то или к чему-то тянется. Ребенок активен в этом интересе. Он хочет игрушку, и он за ней тянется. Прочь сомнения (вернее их никогда и не было). Я хочу, мне интересно и это главное. Взрослые зачастую теряют это качество. Многие вместо того, чтобы тянуться к интересу вязнут в мыслях – «А получится ли у меня», «Достоин ли я», «А вдруг я до этого дотянусь, а это мне не понравится». Ребенку такие мысли не ведомы. Мне интересно, хочется и это главное. Не понравится – выкину. Какие проблемы. Резюме: Для человека нормой является интерес и его желания, на исполнение которых он направляет усилия. Отсутствие интереса – есть признак дефектов воспитания.
2. Когда Саше тряпичный банан дал я, то он его не сильно заинтересовал и быстро выбросил. Резюме: Человек не ценит, то, что достается ему без усилий. Более того, человека интересует не столько сам банан, сколько процесс его добычи.
3. Когда Саша сам, прилагая максимум усилий, достал банан, он смаковал его дольше. Он наслаждался победой. Резюме: Удовлетворив свой интерес, добившись цели, человек наслаждается победой. Но процесс этот не длительный. Чем больше усилий человек прилагает для достижения цели, тем она для него ценнее. Тем больше и дольше он наслаждается ею.
4. Со временем банан Сашу интересовал все меньше и меньше. У него появилась другая цель – пластмассовый паучок. На нем он и сосредоточил свои усилия. Резюме: Насладившись победой, человек ищет себе другую цель, на которую и направляет свои усилия.
5. Сашу больше интересуют «взрослые» вещи, нежели игрушки. Я делал эксперимент, сажал сына на диван и клал вокруг него много ярких игрушек. Среди игрушек клал часы и пульт от телевизора. Саша в основном уделял больше внимания именно пульту и часам. Резюме: Человека больше интересует то, что стоит на ступеньку (или) несколько выше уровня его текущего развития.

Почему наблюдения за ребенком позволяют сделать выводы о природе человека. Да просто в этом возрасте дети такие, какие они есть от рождения. Не испорченные, воспитанием и социумом. Ребенок спонтанен. Это наша природа и это и есть норма. 
У ребенка всегда хорошее настроение, если его ничего не беспокоит. А если что-то беспокоит, то он не молчит, а сразу дает обратную связь.
Ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Вы никогда не увидите маленького ребенка, который бездельничает.
И последнее. Человек, который большую часть времени находится в состоянии благополучного ребенка, живет дольше.

Борис Литвак, истоник здесь

наверх