На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Воспитание детей. За что платить ребенку.

Сейчас многие родители пытаются формировать у детей деловой подход. Для этого платят ребенку за определенные работы и достижения. Кто-то за уборку, кто-то за оценки, кто-то за хорошее поведение. Так за что можно платить ребенку, а за что нет? Или вообще платить не нужно?

Я неоднократно наблюдал ситуации, когда платили за оценки, полученные в школе, за уборку в своей комнате, за хорошее поведение.

Так вот могу точно сказать, что ни в одном из моих наблюдений это не привело к тем результатам, на которые рассчитывали родители.
На мой взгляд, нужно разделить все, что делает ребенок на две группы. В первую группу отнести, что он делает для себя, а что он делает не для себя.
Если брать учебу в школе, то ребенок учится для себя. Не для родителей, а именно для себя. Убирает в своей комнате тоже для себя. Моя позиция состоит в том, что нельзя ребенку платить за то, что он делает или должен делать для себя.
Я наблюдал ситуацию, когда ребенку начинали платить за каждую оценку. Родители сделали прайс-лист, оценив каждую оценку в соответствующую сумму. В итоге подход ребенка к учебе зависел от его финансовых потребностей. То есть если он задумал что-то купить, он прибавлял в учебе, когда такой потребности не было, то учился, как получиться. Правда случилась побочная вредность. Теперь он стал требовать деньги за все, что он делал.
На мой взгляд, выбор той или иной тактики или приема в воспитании, должен исходить, из стратегии воспитания. Я считаю, что основная стратегическая цель воспитания – это обретение ребенком самостоятельности. Из стратегии вырисовывается и тактика – постепенно формировать для ребенка условия приближенные к тем, в которых он окажется во взрослой жизни.
Нам с Вами кто-то платит за то, что мы учимся? Нет, не платит. Вернее платим мы за возможность учиться. А кому-то платят за то, что он почистил зубы? Тоже нет. Так почему за это нужно платить детям.
Так что я считаю, что все, что ребенок делает для себя не должно оплачиваться. Иначе это приведет к обратному эффекту.
Другой вопрос, что школьное образование невыносимо скучное. Ребенок мотивирован в основном интересом. А его в школьном образовании нет. Сама манера преподавания скучная. Понимания, для чего оно в принципе нужно тоже нет. Ну и какие стимулы учиться?
Школьная программа это все-таки определенная уравниловка. Оно не учитывает таланты и способности ребенка. Но эта проблема может быть решена с помощью образования, вне школьной программы. Слава Богу, сейчас есть масса центров развития ребенка, где преподают интересно, к ребенку подходят индивидуально и есть возможность самому выбрать, то, что интересно.
Так что же. Вообще не поощрять за учебу? На мой взгляд, поощрять за учебу можно. Но это не должно превращаться в систему, с четкой привязкой к оценкам: «Я принес пятерку, с Вас 100 рублей». А допустим, сделать какой-то подарок по результатам года. Или вместе с ребенком на каникулах съездить за границу.
Здесь, на мой взгляд, тоже не нужно жестко привязывать «бонус по итогам года» к оценкам. Это должно быть именно поощрение, а не условие «будут все пятерки, поедем на море». И вообще, на мой взгляд, не нужно требовать всех пятерок. Иначе ребенок начинает учиться, чтобы только родители отстали. Формируется «Синдром Отличника»  - жизненный сценарий.
А вот давать возможность ребенку заработать можно и нужно. Только это должна быть именно работа, а не баловство.

 

Борис Литвак, источник здесь

наверх